Ibn_Sina_Avicenna_distillyaciya

И явился миру великий сын

Ибн Сина родился 16 августа 980 года, в Персии (современный Иран), в одном из древнейших городов мира, основанном около 3000 лет до н. э - Экбатане (современный Хамадан), расположен был этот город на подножье высокой и красивой горы Альванд. В те времена через город проходил Великий шёлковый путь, поэтому Экбатан всегда был оживлён и наполнен купцами, а также разнообразными путешественниками, нёсшими с собой множество интересных вещей, историй и загадочных знаний. Этот славный город был родиной многих знаменитых поэтов, учёных и религиозных деятелей.

В то время в Персии правила династия Саманидов*. Саманидское государство процветало, а люди в нём славились небывалым искусством в разнообразного рода ремёслах и великими успехами в торговле. Саманидские серебряные монеты тогда были в ходу по всей Центральной Азии. В государстве этом было множество поэтов и литераторов. Персидская литература, наука, искусство и культура того народа достигли в то время очень высокого уровня. И это было прекрасное время!

Именно в таком государстве вырос наш необычайный мальчик. С раннего детства родители заметили удивительные способности и всестороннюю одарённость Ибн Сины. К 10 годам мальчик уже знал наизусть весь Коран. Среди учеников в школе он был самым младшим, однако и самым успешным, и даже некоторые учителя приходили к нему за советом.

В юности судьба свела Ибн Сину с учёным-медиком Абу Абдаллахом Натили. Этот учёный гостил в доме отца Ибн Сины и много времени проводил за разговорами с юношей. В свои 15 лет Ибн Сина уже с лёгкостью мог обсуждать с учёным работы древних философов, а иногда и спорил с ан-Натили. Именно тогда у Ибн Сины зародился интерес к познанию медицинских наук.

Юноша постоянно развивался, изучая не только общие предметы, но и музыку, а также астрономию. Однако направление медицины увлекало его всё больше. Будущий учёный читал много книг, наблюдал за болезнями людей и делал заметки, записывая свои наблюдения. В 16 лет Ибн Сину пригласили во дворец лечить самого эмира Бухары!

Именно в детстве и в юности в нас закладываются те устои и знания, которые ведут нас по пути дальнейшей жизни. Когда в судьбе Ибн Сины настал следующий этап, то юноша уже определил для себя ту сторону, в которую он будет смотреть, даже если и не ведал ещё своего будущего пути.

 

Странствия на пути к истинной мудрости

Но в 1002 году империи Саманидов суждено было пасть. Эти земли были захвачены туркменами. Свершившаяся судьба его родных мест заставила Ибн Сину покинуть свой город и направится в другой город - Ургенч**, в стране Хорезм***. В стране древних рыболовов и охотников, скотоводов и земледельцев, в стране, где по реке Амударье и Каспийскому морю пролегали торговые пути, и купцы везли азиатские и индийские товары. Здесь Ибн Сина продолжил совершенствовать свои медицинские знания и практики, и среди живших там людей получил он прозвище «князь врачей». Около 6 лет Ибн Сина трудился в этих краях на благо людей и истории. Слава о нём распространялась среди народа, словно семена по ветру.

И вот однажды султан той страны, Махмуд Газневи*****, который слыл сторонником развития разного рода наук, пригласил нашего лекаря к себе на службу. Этот правитель был один из самых выдающихся правителей своей тюркской мусульманской династии Газневидов*****. Правитель, совершивший множество опустошающих походов на врагов-иноверцев. Грозный султан не только не щадил своих врагов, но также был крайне резок и с влиятельными людьми своего народа. Если те ослушивались указаний повелителя или не разделяли его взглядов, то султан нещадно казнил их, а земли и имущество отбирал, людей же, там работавших, сгонял в свою обширную армию. Постепенно итог такого правления привёл к нищете его народа и к разрухе его государства.   

Ибн Сина видел жёсткую политику Махмуда Газневи, предвидел её итог и не разделял взглядов правителя, поэтому отказался идти на службу к могущественному султану. Султан не потерпел отказа и в итоге изгнал Ибн Сину со своих земель. 

После изгнания из страны Хорезм Ибн Сина провёл много времени в скитаниях. Много трудов его было написало или в седле, или же во время кратковременных пристанищ в городах и сёлах того региона. Около 7 лет «князь врачей» провёл в пути и лишениях, пока не решил вернуться в родной Экбатан (современный Хамадан).

На тот момент, как мы уже знаем, родные края нашего учёного были завоёваны туркменским народом Дайлемитов****. В родном своём городе Ибн Сина продолжал расти в медицинских познаниях, также успешно занимался он астрономией, механикой, химией, геологией, логикой, писал труды по философии, сочинял стихи и музыку. Ибн Сина был весьма успешен не только в науках, но и в делах политических и государственных.

За несколько лет наш светлейший учёный снискал себе уважение дайлемитского правителя - эмира Шамс ад-Давла. Этот правитель болел редкой тогда болезнью, от которой ни один известный эмиру лекарь знал излечения. Однако Ибн Сина смог найти решение и снять приступы болезни эмира. В знак благодарности Шамс ад-Давл назначил Ибн Сину своим придворным лекарем и визирем******. За время своей деятельности вблизи эмира Ибн Сина написал книгу «Ведение дел, связанных с войском, мамелюками, воинами, их провиантом и взиманием государственных налогов», книга эта весьма расходилось с мнением местной знати и именитых военачальников и на долгое время обеспечила «князю врачей» множество врагов в летних дворцах государства Дайлемитов. Множество недругов строили нашему лекарю и визирю разные козни, пытаясь очернить его репутацию и уронить достоинство его в глазах правящего эмира. Однажды противники Ибн Сины даже устроили осаду на учёного, а его имущество тогда было разграблено. Спустя некоторое время Ибн Сина был схвачен недоброжелателями и почти уже расстался с жизнью, но эмир Шамс ад-Давл тогда выступил в защиту своего придворного лекаря и спас Ибн Сину от казни. Однако возросшая сила конфликта между учёным и знатью не могла остаться не замеченной эмиром Шамс ад-Давлом. Мудрый правитель сохранил учёному жизнь, но предложил Ибн Сине снова покинуть родную землю, дабы более не вызывать гнев местной знати и не быть причиной придворных интриг, и междоусобиц от которых и сам эмир уже порядком устал.

Тогда Ибн Сина сделал вид, будто бы покинул город, но на самом деле скрылся он у своего знакомого на 40 дней, пока у эмира Шамс ад-Давла вновь не случился очередной приступ его болезни. Через 40 дней эмир отыскал Ибн Сину и вновь назначил учёного своим придворным лекарем и визирем, полностью взяв его под своё личное покровительство. И с тех пор служил Ибн Сина эмиру верой и правдой, пока Шамс ад-Давл не умер от очередного приступа своей неизлечимой болезни.

После смерти эмира Шамс ад-Давла власть перешла к его сыну. Сын эмира также предложил Ибн Сине быть придворным лекарем и визирем, но Ибн Сина отказался. У учёного тогда уже были другие стремления – он желал служить другому эмиру, эмиру города Исфахана - Аля ад-Даулу. Несколько лет Ибн Сина и Аля ад-Даул посылали друг другу тайные письма, определяющие будущее этих великих людей. Однако об этой переписке прознал правящий сын эмира и, не потерпев прошлого отказа и предательства учёного, заточил Ибн Сину в темницу на много месяцев. Но и в заточении Ибн Сина не терял даром драгоценное время, он писал великие книги. Неподвластная нам Судьба, а далеко не земные правители, всегда распоряжается будущим людей по своему усмотрению, так случилось и в этот раз. 

В один из дней войска эмира Исфахана Аля ад-Даула вошли в Экбатан и, после жаркой битвы, захватили этот город. А правящего сына эмира бросили в ту же темницу, где вот уже 4 месяца томился Ибн Сина.

После своего нежданного освобождения светлейший учёный тайно бежал из Экбатана. Более 9-ти лет прожил Ибн Сина в родном своём городе и вот сейчас, переодевшись дервишем******* он вновь покинул эту страну, отправившись в желанный ему город Исфахан.

 

Плодотворное время.

Через время Ибн Сина прибыл в долгожданный город - Исфахан. Это был большой и красивый город, построенный на плодородном берегу самой водоносной королевы-реки, дающей жизнь всему живому - Заянде. Исфахан обдувался северными ветрами с северо-восточных равнин, а с юго-запада был окружён живописными горами. Благодаря такому расположению Исфахан имел умеренный климат, где температура никогда не поднималось выше 40 градусов и постоянно дул освежающий ветер, а северо-восточные равнины были чрезвычайно плодородны. Город был насыщен красивыми парками, значительными мечетями, богатыми библиотеками и всё это изумляло приезжавших в город путников со всего света. Увидеть Исфахан тогда было равно тому, будто бы ты увидел половину мира – так говорила о городе людская молва. Эмир этого города - Аль ад-Даул – всячески поощрял разнообразные науки и культурные ценности. Именно в этом городе предстояло Ибн Сине прожить последние, но самые плодотворные 14 лет своей насыщенной жизни.

Эмир Аль ад-Даул уже ждал учёного и когда тот прибыл в город, эмир устроил Ибн Сине самый радушный приём. Эмир настолько уважал своего гостя, что повелел каждую пятницу собирать в своём дворце советы среди местных учёных. И никто из участников этого совета не мог сравниться со светлейшим учёным в уме и знаниях. Ибн Сина имел среди жителей города и среди местных учёных большой почёт и уважение.

Именно в это плодотворное для учёного, мудреца и алхимика время Ибн Сина усовершенствовал известный уже тогда процесс дистилляции охлаждая ароматные капельки испарившейся жидкости. Изготовление эфирных масел было тогда словно настоящая магия: Учёный брал специальные вещества, а также лепестки красных и белых роз, уложив их в перегонный куб он нагревал куб, через время на стенках куба появлялись благоухающие капельки испарений, Ибн Сина охлаждал их и собирал в другой сосуд. Именно так удалось ему получить первую в истории розовую эссенцию – восхитительный дар природы и пытливого ума.

Во время увлечения Ибн Сины добычей эфирных масел и их применения наш учёный лекарь дал описание более 800 лекарственных растений, рецептов из них и методы применения их при лечении разных заболеваний. Не забыл он и об разного рода растираниях, известных сейчас под общим словом «массаж». Ибн Сина описал тогда много видов растирания кожи и втирания мазей; и кремов; и рецепты этих мазей и кремов, также описал он и способы лечения позвоночника. 

Много лет жизнь Ибн Сины при дворе эмира протекала плодотворно и почти беззаботно. Ибн Сина писал книги, лечил людей и учил своих учеников. Однако через время Судьба распорядилась жизнью и временем учёного так, как посчитала нужным. Ибо узнал Ибн Сина, что болен он болезнью смертельной….

Во время очередного военного похода эмира Аль ад-Даула против одного из полководцев Газневидов*****. Вместе со своим эмиром в поход этот отправился и наш светлейший учёный. Однако уже задолго это этого у Ибн Сины началась неизвестная тогда желудочная болезнь, сопровождающаяся ужасными коликами в кишках, терпеть этих колики удавалось с большим трудом, ибо они были болезненными, очень изнуряющими и иногда сопровождались припадками. Когда полководец Газневидов дал эмиру Аль ад-Даулу отпор, войско эмира приготовилось отступать. В это же время у Ибн Сины случился очередной приступ кишечной колики, сопровождаемый припадком. Учёный, опасаясь, что не сможет отступить вместе со всеми, решил во что бы то ни стало излечиться от этой неизвестной ему болезни и поставить себя на ноги. Ибн Сина не знал иного метода лечения в этом случае, кроме как сделать себе кишечное промывание. Он делал себе промывание кишок по 8 раз в день несколько дней подряд. Эта процедура изрядно истощила его, а кишки воспалились и покрылись язвами. Однако учёному хватило сил вернуться с войском и эмиром обратно в Исфахан.

В Исфахане Ибн Сина пытался излечить себя известными ему методами, однако лечение не приносило желаемых результатов. Учёный настолько ослабел, что уже не мог стоять на ногах. Однако наш лекарь не отчаивался и продолжал лечить себя и даже иногда появлялся при дворе Аль ад-Даула.

Как-то раз отправился эмир Аль ад-Даул в родной город учёного – Экбатан и Ибн Сина последовал за ним. Однако в пути у Ибн Сины случился очередной припадок и сильнейший приступ кишечной колики охватил его. Наисветлейший лекарь знал, что болезнь иссушила его настолько, что он уже не сможет с ней бороться. Ибн Сина прекратил лечение и отдался на волю Судьбы. Из древних писаний до нас дошли слова, которые Ибн Сина произнёс тогда в ответ на вопросы о прекращении его лечения: "Управитель, что ведал доселе моим телом, управлять отныне не способен, во врачевании теперь уж проку нет". И в таком состоянии Ибн Сина прибыл в свои родные земли.

Великий учёный и мудрец умер в своём родном городе Экбатане, на своей родной персидской земле 18 июня 1037 в возрасте 56 лет и похоронен был возле стен этого древнего города. Однако не прошло и года, как прах Ибн Сины перевезли в Исфахан захоронив в мавзолее эмиров того города – это было большой честью в те далёкие времена. Ибн Сина прожил не долгую, но славную и насыщенную жизнь.

 

Плоды трудов

За всю свою плодотворную жизнь свободомыслящий учёный напил книги, хранящие его знания по логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии и метафизике, все эти знания были переданы людям той эпохи через древние труды его:

по медицине и здоровью: «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знаний», «Канон врачебной науки», «Книга указаний и примечаний», «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Лекарственные средства», «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок», «О пользе и вреде вина», «Трактат о пульсе», «Трактат о сексуальной силе», «Кровеносные сосуды для кровопускания», «Трактат о уксусомёде», «Трактат о цикории», «Рисола-йи жудия»;

по государственному устройству и правосудию: «Книга справедливого разбирательства»;

по странствиям и походам: «Мероприятия для путешественников»;

по философии и мыслительству: «Восточная философия»;

по стихам и прозе: «Поэма о медицине».

Учёный мудрец передал миру не только свои великие книги и ценные знания через своих многочисленных учеников, но и, как мы уже знаем, использовал процесс дистилляции для получения эфирных масел. И сегодня, именно благодаря переданным знаниям Ибн Сины о получении ароматных веществ, мы можем наслаждаться необъятным многообразием волшебного мира парфюмерии и неисчисляемым количеством ароматов этого мира.

 

Оставайтесь с нами и мы расскажем Вам ещё много интересного из мира парфюмерии :-)

 

-----------------------

* Саманиды – династия, образовавшая Саманидское государство в исторической части большого Ирана и Центральной Азии - территория к северу от реки Амударья. В наши дни — это территории современного центрального, южного и восточного Таджикистана и северо-восточного Афганистана. Во времена более чем 100-летнего мирного правления Саманидов наука, искусство и культура таджикского народа достигли наивысшего уровня. Саманиды оказали существенное влияние на формирование и этногенез современных таджиков.

** Ургенч – город в современном Узбекистане, административный центр Хорезмской области. Численность города составляет примерно 137,3 тыс. жителей. Город Ургенч был основан в XVII веке жителями Старого Ургенча, которые были вынуждены переселиться из родного города в связи с маловодьем, вызванным изменением русла Амударьи.

*** Хорезм – Хорезмская область - регион в современном Узбекистане. Историческая область республики Узбекистана и древний регион Центральной Азии, с центром в низовьях реки Амударья. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. Столица - город Ургенч. По одной этимологии название региона означает «кормящая земля», по другой — «низкая земля».

**** Дайлемиты – иранский народ, а также древние воины-наёмники, входившие в войска персидских царей с VI века, позже - составная часть гвардии арабских халифов. Дайлемиты проживали в горной местности Табаристана - средневековой провинции на южном побережье Каспийского моря, в северном Иране. В конце IX века сменили своё вероисповедание с христианства на шиитский ислам и стали весьма агрессивны. Предки туркменов -  тюркоязычного народа, составляющего основное население Туркменистана, также традиционно проживают в Афганистане и на северо-востоке Ирана.

***** Газневиды — династия эмиров и султанов Газны (Южный Афганистан), правившая в 961—1186 гг. Представители тюркского племени кайи основали государство на территориях Хорасана, Афганистана, Хорезма, Бухары, Гургана, северных провинциях Индии и Ирака. Основатель династии — полководец Алп-тегин. Его зять — Себук-тегин — основатель государства Газневидов. Наиболее выдающийся правитель династии — Махмуд Газневи.

****** Визирь («носильщик тяжестей» - араб.) - титул министра в странах мусульманского Востока. Эти чиновники помогали своим государям нести тяжкое бремя правления страной. От слова «визирь» происходит русское название самой сильной шахматной фигуры — ферзя.

******* Дервиш - (перс. «бедняк, нищий») - странствующий или живущий в обителе мусульманский аналог монаха, аскета. Отличительная особенность - отсутствие собственности, поскольку всё принадлежит Богу. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращались для совместных постов и молитв.